?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись




© Кирилл Светицкий



Вопросы недогадливым

Россия получила нового президента, а новый президент получил застарелые проблемы. В том числе — проблему по имени Михаил Саакашвили. До сего дня проблему эту в Кремле, в министерствах иностранных дел и обороны, в спецслужбах кое-как решать пытаются, за что Родина должна их всех благодарить неустанно.

Потому что они хотя бы пытаются. Но получается плохо — в частности, потому, что в реальности проблема неадекватного поведения Грузии не сводится к Михаилу Саакашвили.

Даже если Господь вдруг безо всякой посторонней помощи приберёт к себе этого Саакашвили, на освободившемся месте тотчас окажется другой — но точно такой же саакашвили. Фамилия при этой должности ничего не меняет в грузинской и мировой политике.

Покупать или шантажировать любого саакашвили абсолютно бессмысленно, ибо перед глазами — пример Эдуарда Шеварднадзе. Уж как высоко поставила его империя, уж как и кормила, и поила, и за границу возила... Все равно в итоге он крепко нагадил в добрую хозяйскую руку.

Как же России следует поступить с Грузией, чтобы навсегда — или хотя бы на длительный срок — обеспечить безопасность своих граждан, проживающих на прилегающих к Грузии территориях? Как надолго заглушить помехи своим геополитическим интересам, регулярно продуцируемые в Тбилиси? Как вообще устранить расположенный в Грузии источник изрядно надоевших проблем? Можно ли сейчас решить все эти задачи, которые не удавалось и не удалось окончательно решить за столетия, прошедшие с момента присоединения Грузии к империи?



Всё это возможно, если в работе с грузинами начать использовать иные методы — а именно те, что учитывают их этнические особенности и современный мировой опыт малонасильственного умиротворения неадекватных.


Чтобы разработать такие методы, политическому руководству России сегодня, во-первых, необходимо чётко, без «общечеловеческих» соплей и романтических воспоминаний о грузинских тостах, то есть максимально прагматично, ответить на пять основных вопросов в следующем порядке:

  1. Чем для России интересна территория, называемая в настоящее время «Грузия», как таковая — то есть за вычетом грузинской политики, грузинских политиков и вообще лояльных граждан данного политического образования?» (При ответе на этот и другие вопросы следует трактовать понятие «интересы России» как интегрированные интересы граждан страны (в том числе постоянно проживающих на территории так называемой «Грузии»); русской промышленности и предпринимательства; русской имперской политики за рубежом в целом.)

  2. Какие действия должно совершить наше государство, какие задачи решить на территории, называемой в настоящее время «Грузия», чтобы принести максимальную пользу вышеназванным интересам России в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе?

  3. Какие механизмы необходимо создать и запустить, чтобы совершить вышеназванные действия и решить вышеуказанные задачи?

  4. Кто, как и когда должен составить план действий?

  5. Кто и каким образом будет управлять механизмами?

Во-вторых, политическому руководству России надо будет определиться с решением комплекса перечисленных вопросов.

В-третьих, начать действовать по комплексному плану — решительно и с умом.



Зачем нам то, что пахнет неприятно

Через 17 лет после разрушения СССР ответ на первый вопрос представляется очевидным и в целом сводится к следующему:

Территория так называемой «Грузии» легитимным путем не определена, так как по всем законам, действовавшим в 1991 — 1992 г.г., власти Тбилиси добровольно и самостоятельно совершили, как минимум, все необходимые и достаточные юридические процедуры отделения от Грузии ряда территорий.

На этих территориях затем легитимным образом были оформлены независимые территориально-политические образования «Республика Абхазия» (РА) и «Республика Южная Осетия» (РЮО). То обстоятельство, что многие государства признают право Тбилиси на владение ранее добровольно отвергнутыми территориями, не способно и никогда не будет способно обеспечить легитимность этих прав.


Несуществующий факт просто не существует — вне зависимости от международного признания. Если мировое сообщество признает, что Антарктиды нет, она от этого не утонет.


Территорию РА и РЮО в подавляющем большинстве населяют люди, которые до разрушения СССР были гражданами Советского Союза и не принимали гражданства Грузии. Таким образом, по законам России — добровольного и всеми признанного продолжателя СССР — они имели и имеют законное и легитимное право на оформление своего гражданства как российского (а не на получение его как бы «со стороны», вроде каких-нибудь беженцев из Мьянмы). За возможность пользоваться этим правом в полной мере жители РА и РЮО борются по сей день. Но уже сегодня российское гражданство большинства из них признано, следовательно совокупные интересы этих граждан нашей страны на историческом (оно же фактическое) месте их проживания становятся первым интересом России на территории, пока формально обозначенной на политической карте мира как «Грузия».

Основа данного совокупного интереса — окончательное решение вопроса о гарантиях безопасности и экономического развития населения РА и РЮО. Эти люди, хранящие свое российское гражданство пуще кошелька, видят решение в юридическом оформлении воссоединения своих территорий с Россией, окончательные формы какового нуждаются в двустороннем (Кремль + Сухум) и трехстороннем (Кремль + Цхинвал + Владикавказ) обсуждении и определении.

Подконтрольная Тбилиси часть Грузии сегодня не производит никакой продукции, которая была бы всерьёз интересна российским потребителям. Она не обладает природными богатствами, которые России были бы интересны (даже «Боржом» нам уже ни к чему, потому как нам и свою качественную минералку девать некуда). Трудовые ресурсы, в силу этнических особенностей, в Грузии также неважные с любой точки зрения, кроме криминальной — как известно, именно территория Грузинской ССР поставила в империю наибольшее число «воров в законе». Все ещё хорошо помнят, как ныне уголовно обвиняемый в Тбилиси Ираклий Окруашвили в бытность свою министром обороны Грузии официально распинался по телевидению на тему ввоза фекалий из его страны в Россию... Государственная политика Тбилиси успешно выкорчевала из обихода своего населения русский язык. Таким образом, у Грузии полностью отсутствуют и в ближайшей перспективе даже в микроскоп не видны никакие интересные России ресурсы.

Однако реальный интерес (второй по счету) Грузия представляет для России как транзитная территория. Через неё тянутся важнейшие наземные транспортные и энергетические магистрали, соединяющие нашу страну с исторически главным и самым надёжным партнёром в Закавказье — с Арменией. Эти же магистрали через Армению тянутся к ещё одному исторически важному партнёру России, который сейчас стремится к роли регионального лидера — к Ирану. Не безынтересен России и транзит в Турцию. Фактически сегодня нормальное функционирование наших военных баз в Армении (также как и армии Армении, воюющей российским оружием) целиком зависит от настроения постоянно враждебных России тбилисских властей. С учетом рельефа местности и сложности армяно-азербайджанских отношений, сегодня «объехать» каким-либо рациональным образом подконтрольную Тбилиси территорию попросту невозможно.

Следовательно, надо изменить эту территорию так, чтобы Россия впредь могла эффективно контролировать и защищать транспортные и энергетические магистрали вплоть до территории союзной Армении.

В-третьих, Грузия интересна нам как плацдарм для создания военных баз конкурентных по отношению к России сил — США, в частности, или НАТО в целом. Задача России в данном случае — сформировать в Грузии и вокруг неё такие условия, когда США и НАТО станет невыгодно и опасно эти базы содержать и охранять.


В трёх шагах от мира

Представим себе, что современная политическая верхушка России вышеназванные интересы своей страны осознала и проявила решимость к началу предметных действий по защите этих интересов. В этом случае процесс создания надёжных гарантий безопасности наших сограждан в Абхазии и Южной Осетии (который можно обозначить как Проект «Воссоединение») будет невозможным без следующего комплекса мер:

  1. Формирование, силами России и её союзников, легитимной политической карты на территории, сегодня сплошь закрашенной в цвета грузинского флага. А именно, с пропагандистски обеспеченного дополнения президентом Медведевым формулы отношений России к Грузии, которую ранее неоднократно произносил президент Путин. То есть фразу «Мы признаём территориальную целостность Грузии...» надо всего лишь дополнить словами «... в её законных и легитимных границах». Законные же и легитимные границы Грузии сегодня не включают в себя ни РА, ни РЮО.

  2. Создание совместных с РА и РЮО рабочих групп, которые определят максимально удобную для России степень интеграции с нею этих образований (после признания Россией их независимости или одновременно с таким признанием).

  3. Решение вопроса «грузинских беженцев» из РА и РЮО на основе предоставления этим беженцам достаточных компенсаций за утраченное жилище и получения от них убедительных гарантий полного отказа от претензий к РА, РЮО и России, а также от попыток вернуться к местам прежнего проживания. Грузия сейчас не желает вести по этому вопросу конструктивные переговоры, однако в рамках комплексного плана вопрос этот может быть решен и без участия официального Тбилиси.

  4. Разработка стратегии признания и интеграции, подготовка законодательной базы и иное организационно-правовое и дипломатическое обеспечение Проекта «Воссоединение».

Что же касается действий по защите транзитных интересов России в Закавказье, то начинать их придётся (как ни странно это для многих прозвучит) с изменения в российских политических кругах, а также в СМИ, мифических и ложных представлений о Грузии, её истории и современности, на прагматические и реальные.

Исторически нынешняя территория, формально называемая «Грузия», состояла из двух частей: восточной (Сакартвело) и западной (Самегрело), к последней с северо-запада также примыкает небольшая по размерам горная Сванети. До IХ в. н.э. на всей территории нынешней Западной Грузии (кроме Сванети) проживали мегрелы (называемые в то время лазами). У них был свой язык, непонятный родственным картвельским племенам из Восточной Грузии, своя государственность и православие в качестве религии, полученной напрямую от греков. В IX — X в.в. н.э. под нажимом мусульман часть картвелов из Восточного Закавказья была вынуждена переселяться в сторону черноморского побережья, на земли лазов, где образовала три зоны своего компактного заселения – Имеретию, Гурию и Аджарию. Мегрелы же были этими «братьями по вере» частью ассимилированы, частью вытеснены в две изолированные друг от друга зоны – нынешнюю Мегрелию у юго-восточных границ Абхазии и Лазистан в северо-восточной Турции.

Вплоть до начала прошлого века только малая часть городского мегрельского населения могла объясняться на картвельском (грузинском) языке.


За годы советской власти мегрельский язык был почти полностью выкорчеван на территории Мегрелии. Тем не менее, и культурно, и психологически, и генетически картвелы и мегрелы по сей день остаются разными этносами, отношения между которыми постоянно напряжены (несмотря на политическую риторику Тбилиси и прикормленной им части мегрельского истеблишмента о «национальном единстве Грузии»).


Напряженность эта даже время от время приводит к вооруженным конфликтам. Подобные же конфликты происходят и со сванами, также имеющими собственный язык, историю и культуру, отличные от насаждаемых Тбилиси в течение почти целого века.

В Ахалкалакском и Ахалцихском районах, которые с юга примыкают к соединяющему Запад и Восток Грузии перевалу, подавляющее большинство коренного населения — армяне, крайне тяжело ощущающие на себе давление этноцентрического режима Тбилиси.

Если, зная все это, взглянуть на карту нынешней Грузии — станет понятно, почему её конфигурация позволяет использовать глубинные и многосторонние межэтнические противоречия как инструмент для осуществления Проекта «Магистраль».

Но этот проект может быть выполнен только с помощью комплексной культурно-информационной и просветительской агрессии.

Состоять такая агрессия должна из нескольких частей, а именно:

В краткосрочной перспективе необходимо будет сформулировать и зафиксировать в сознании населяющих территорию Грузии людей позитивную «русскую альтернативу». То есть хорошенько познакомить их с вариантами реальных планов России в отношении Грузии, которые эти люди способны будут понять и принять как однозначно выгодные для большинства из них. В такой ситуации огромное количество людей (включая часть политического истеблишмента и культурной элиты) начнет искать для себя удобное место в рамках новых привлекательных и конкретных планов. Никто, кроме России, ничего подобного в масштабах всей территории Грузии не предложил по сей день.

И не будет способен предложить в будущем.

Никому это не надо, кроме нас.

Американской армии, например, для обслуживания своих военных баз пары тысяч грузин будет уже много. А Дж. Сорос готов платить зарплату только самым высокопоставленным чиновникам в Тбилиси.

Естественно, на подобные действия России неизлечимые этноцентристы в Грузии будут реагировать с ожидаемой истеричностью, накал которой с удовольствием продолжат спонсировать наши вашингтонские партнёры. Но, в такой ситуации, резкие реакции лишь усугубят и расширят трещины, проходящие сегодня по контролируемой Тбилиси территории.

В среднесрочной перспективе, умелые действия России вполне способны вызвать оформление на территории нынешней Грузии двух и более отдельных конкурирующих государств (помимо РА и РЮО).

Однако задача России заключается именно в том, чтобы географически трещины новых границ прошли с Севера на Юг, параллельно важному для России направлению коммуникаций. Вновь созданным картвельским, мегрельским или иным государственным образованиям (первым делом — их административным и интеллектуальным лидерам) Россия должна превентивно предложить конкуренцию за право выгодной, скорейшей и легальной интеграции с империей. Такая интеграция — объективно единственный сегодня способ радикально поднять жизненный уровень большинства населения названной территории и гарантировать истеблишменту долгосрочную стабильность с сытой жизнью без «цветных» или кровавых революций. Именно так конкурируют сегодня между собой республики бывшей Югославии за право теснее вливаться в ЕС и НАТО. И грех нам не поучиться у своих западных партнёров.

В долгосрочной перспективе вышеперечисленные процессы, контролируемые Россией, должны привести к появлению как минимум одного надежного магистрального коридора, который напрямую соединит нашу территорию с дружественной Арменией, и протянется дальше. С наибольшей вероятностью этот коридор пройдет между землями РЮО и нынешнего Ахалкалакского района (называемого по-армянски «Джавакх»). И тем самым вернёт территориям Западной и Восточной Грузии то естественное раздельное состояние, а каком они исторически пребывали вплоть до 1917 г.

Действия же по защите третьего российского интереса в данном регионе на фоне вышеизложенного представляются очевидными.

Американская экономика, с точки зрения многих экспертов, вошла в очередной цикл замедленного развития. С другой стороны, бурный экономический рост уже одного Китая в ближайшей перспективе гарантирует высокий спрос на российские энергоносители и металлургическую продукцию. В этих условиях грамотная внешняя политика России вполне способна поставить американцев в те же условия, в какие те поставили военные базы СССР в странах Восточной Европы. То есть заставить уйти с территории, которая перестанет быть подконтрольной одному лишь Тбилиси и, таким образом, потеряет своё стратегическое значение как антироссийского провокатора.


В команде нашей «От винта!»
иным послышится «Game over»

За истекшие 17 лет уже слепому стало очевидно, что «разобраться с Грузией» в рамках ныне существующего организационного взаимодействия государственных ведомств России не представляется возможным. Они «заточены» на административный вариант работы, который не имеет завершения во времени. Решение же грузинского вопроса — длительный, но тем не менее имеющий окончание, проект. Следовательно, в данном случае необходим «проектный» режим решения проблемы.

Работа над деталями проекта на первом этапе должна носить секретный характер, иметь хорошее «прикрытие» и идти под эгидой Совета безопасности России. Уже на этапе проекта в этой работе должны участвовать люди, кандидатуры которых Президент России будет рассматривать при назначении на место «реализатора» и главного «ньюз-мейкера» проекта, который по смыслу своей должности будет Полномочным представителем по урегулированию проблем Кавказского региона. Этот полпред должен получить реальные полномочия по координации действий всех российских ведомств, которые по поручению президента страны посчитает необходимым задействовать в решении вышеперечисленных задач.

Таким «ньюз-мейкером» не должна быть «говорящая голова» руководителя пресс-центра, как оно было во вторую чеченскую кампанию, где основную работу делали военные, спецслужбы и МВД. Полпредом по «грузинскому вопросу» должен стать человек серьёзный, умный и авторитетный. Потому что в случае с Грузией основная часть работы ляжет на плечи специалистов в области PR, политических переговорщиков, дипломатов, лингвистов и культурологов. Необходимо будет «с нуля» создавать СМИ, профессионально, интересно и эффективно вещающие и пишущие на картвельском, мегрельском и иных языках Закавказья. Организовывать многочисленные международные гуманитарные мероприятия. Постоянный контакт и совместные мероприятия со спецслужбами и военными, безусловно, также будет необходимы — но не более того.


Российской власти пора стать честной перед собой и не обманываться более в отношении населения Грузии. Типическое его лицо — это не милый Мимино из талантливого фильма режиссера Данелия, давно покинувшего Грузию.

Мимино в реальности нет, и не было никогда.


Реальные лица, которыми Грузия смотрит на нас — это постоянно предававший интересы своей страны, своих товарищей по партии и работе, свой народ Эдуард Шеварднадзе. Это откровенный и честный нацист Звиад Гамсахурдия, в доме которого по-русски говорили только с собакой. Это Михаил Саакашвили, который не нуждается в рекомендациях.

Эту неприятную правду надо выучить. Надо выбить из головы фразы о «братском христианском народе», «общей исторической судьбе» и прочую ахинею, которую с таким мазохистским наслаждением твердят из года в года российские высокопоставленные лица, смахивая скупую слезу умиления.

И тогда быстро придёт понимание факта, что у России есть лишь два пути решения «грузинского вопроса». Первый путь — это постоянно быть ответчиком, позволяя очередному тбилисскому шоумену устраивать провокации, вплоть до кровавых, а затем прятаться за спину наших западных партнёров, хныча и тыча пальцем в Кремль с криком: «Дяденьки, меня эти хулиганы обижают!». На таком пути Россия тупо стоит уже 17 лет, что не привело нас к устойчивому решению ни одной государственно значимой проблемы в Закавказском регионе. И нет оснований полагать, что когда-либо приведет, пусть даже случайно.


Потому что чем меньше мы руководим решением проблемы Грузии, тем больше ею руководят за наш счет.


И никакой «пиар» тут не поможет, потому что пиарить до сих пор нечего. Доказывать же изо дня в день, что это не ты украл шубу, а у тебя украли — дело исключительно вредное, потому что только ещё больше роняет авторитет и портит репутацию доказывающего.

Второй путь — это путь перехвата инициативы. Это презентация собственного проекта развития территории, расположенной между Россией, Арменией и Азербайджаном. Это создание условий, при которых Россия будет играть в игру, правила которой она пишет сама. Играть на своем поле, а не на чужом. Это путь, когда Россия, со всей своей энергетической мощью, будет формулировать вызовы, а США реагировать с замедленной, как минимум, лет на пять экономикой, с шатающимся долларом, с Ираком и Афганистаном в тылу и с не всегда контролируемыми и адекватными саакашвилями на грузинском «фронте».

В начале реализации проекта следует ожидать большого шума со стороны наших западных партнёров. Они, безусловно, будут возмущены «беспардонными и беспрецедентными» действиями России по возвращению себе однозначно доминирующего влияния в Закавказье. Однако в целом стратегически грамотные и результативные действия российских властей в Чечне в период с 2000 года доказывают, что любые крики можно пережить, если движешься в верном направлении с помощью правильно выбранных средств. Тогда поначалу тоже криков было много, но результатом стала фактическая победа в Чечне. А также начало реальной, хотя и крайне болезненной, реинтеграции этой территории в российское правовое, экономическое, политическое и оборонное пространство.

Конечно, Чечня, в отличие от Грузии, формально входила и входит в состав Российской Федерации. Но ведь и Косово было не просто частью унитарной Сербии, а её исторической колыбелью — что не помешало США собрать союзников и отнять у независимого государства, члена ООН, этот регион с помощью грубой вооруженной силы. А затем и признать его независимым от Сербии государством.

И мир не рухнул.

В отличие от Сербии в Косово, Россия в Чечне смогла своё право отстоять.


Но в Грузии дубиной по голове не надо.

Не потому, что негуманно — просто неэффективно получится.


В случае начала реальной работы с Грузией у нашей страны и методы, как сказано выше, должны быть совсем иными — исключительно легитимными, правовыми, добрыми, хотя и под защитой оборонного потенциала.




Первым читать Лучший.ЖЖ.РФ Нажми, чтобы перейти на официальный сайт!
Первым читать Лучший.ЖЖ.РФ Нажми, чтобы читать новости этого блога Первым!
Читать Лучший.ЖЖ.РФ в Твиттере Нажми, чтобы подписаться на новости блога в Twitter!


Comments

( 89 комментариев — Оставить комментарий )
(Anonymous)
Jun. 2nd, 2008 10:54 am (UTC)
К сожалению, у России нет да и не было уже давно ровным счетом никакой реальной политики на Кавказе. Те неуклюжие и хаотичные телодвижения, которые мы там пытаемся обозначить как "политику" таковой однозначно не являются. А раз нет политики - не понятно что там будет дальше.
А дальше вполне может быть что угодно, вплоть до выдавливания России с Северного Кавказа и Закавказья. И инструмент тут один - Джорджия.
России давно уже пора определиться с Джорджией. Нельзя быть наполовину беременной. Нельзя полтора десятка лет твердить о никому не понятной "поддержке" никому не понятной и никогда не существовавшей "территориальной целостности" уже давно не существующей Грузии и одновременно помогать дружественной Абхазии. Это как наш герб - двухглавый бройлер, обе головы которого смотрят в совершенно разные стороны.
Пора делать выводы - Джорджия НИКОГДА не была и НИКОГДА не будет нашим союзником. Она - враг. А с врагом - как с врагом. И только так.


Михаил Степин,
главный редактор интернет-портала
"Абхазия - страна души"
www.abkhaziya.org

cyxymu
Jun. 2nd, 2008 11:30 am (UTC)
не надо мешать народ и правительство. но то что народ Грузии не смотрит на Россию как на брата, это вина и самой России, аннексировавшей часть Грузии
(Anonymous)
Jun. 2nd, 2008 12:53 pm (UTC)
О! Воришка "cyxymu" появился! Привет, кацо! Не надоело воровать с интернета чужие фотографии для своего ЖЖ?
Кстати, а как переводится это "цыксыму"?
Для дурачка - никто никакую часть твоей Грузии аннексировать не собирался и не собирается. Абхазия была "частью Грузии" всего-то 70 лет. Да плюс 2 года оккупации в 1918-1921 годах. Так что и не мечтай.
(Anonymous)
Jun. 2nd, 2008 12:59 pm (UTC)
Крыша московская прочитала
Возник вопрос - а кому БОЛЬШЕ нужен транзитный коридор Россия-Армения-Иран. России? Сомневаюсь - что за Эльдорадо приготовлено для России в Армении и Иране, ради которого надо так напрягаться и тратиться на такой коридор? Цена вопроса? Радио Грузии, если помните, Россия пару веков назад уже рубила коридор через Северный и Центральный Кавказ, нажила себе на свою...массу проблем, которые разгребает до сих пор. А Грузия, ради которой это все затевалось, щас сладострастно плюет России в лицо и меморил Георгиевскому трактату снесла, а музей российской оккупации наоборот организовала.
kir_t34
Jun. 2nd, 2008 01:08 pm (UTC)
Главное, чтоб крышу теперь не снесло :)
Полагаю, что магистраль нужна в равной степени и России, и Армении, и Ирану.

Что же касается музеев и мемориалов - то это опять, извините, сопли.

А здесь - о взгляде БЕЗ СОПЛЕЙ (см. заголовок статьи).
Министерство ПутЁм сообщения - (Anonymous) - Jun. 2nd, 2008 01:59 pm (UTC) - Expand
Re: Министерство ПутЁм сообщения - (Anonymous) - Jun. 2nd, 2008 02:17 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 2nd, 2008 01:10 pm (UTC)
/// Грузия представляет для России как транзитная территория ///

И кстати, для Армении и Турции тоже. Надо правильно им эту идею подать.

Предлагаю способ: Имерети-Самаргайо отдаём туркам, а Карталинию армянам вместо персов. И станем граничить непосредственно с кем нам надо и с кем им надо. А абхазы, сваны и осетины тогда уже никому не будут мешать, и от них отстанут

//Царь, очень приятно
kir_t34
Jun. 2nd, 2008 02:41 pm (UTC)
Они столько не проглотят :)
(Deleted comment)
(Anonymous)
Jun. 2nd, 2008 02:58 pm (UTC)
Какие перемены должны произойти внутри самой России
В Кремле и в Белом доме должны почитать историю с географией. Надо, чтобы там хотя бы представили себе - где что находится. Чтобы они (не вспомнили!) УЗНАЛИ о том КОГДА и КАК народы Кавказа присоединялись к России, что сделала Россия для них, что сделали они для России, кто друг, кто враг.
И тогда Кавказ расцветет вместе с Россией!
Жаль только что в эту пору прекрасную жить не придется ни мне ни тебе.
Re: Внутри самой России - kir_t34 - Jun. 2nd, 2008 03:01 pm (UTC) - Expand
Re: Внутри самой России - (Anonymous) - Jun. 2nd, 2008 03:06 pm (UTC) - Expand
kir_t34
Jun. 2nd, 2008 03:24 pm (UTC)
Взгляд со стороны Армении
Ежели забредут сюда умные люди из Армении, хотелось бы услышать их мнение о "Южном проекте".
(Anonymous)
Jun. 2nd, 2008 03:29 pm (UTC)
...ну да....конечно....хорошо иметь собственный(пусть корпоративный) 5-10км коридор для транспортной магистрали...соединиться с адекватными соседями...а в ПМР....собств.водный канал....к морю...а с Калининградом... собственную сухопутную магистраль....Хорошо бы...и сухопутный путь с Американским континентом иметь...и с Восточн.островами....по-суху завязаться....и т.д.

Хорошо России вообще....иметь собственную долю...в международной трансконтинентальной магистрали("Новом Великом Шелковом Пути"..."Трансконтинентальной лаборатории"), соединяющей все (или почти все) материки планеты....Наверное.... когда-нибудь так оно и будет...

...Оч. интересная статья...и по-сути...тоже....

И...вообще...там где дохрена угля....нужно переходить на "угольную пасту"...в виде топлива...для тепло-электрического...тягла....
Но это уже...другая история....
Правильная тема....однозначно.....
CARMAT
grend
Jun. 2nd, 2008 04:40 pm (UTC)
:)
О цели проекта: Меня подобные интересы России волнуют со знаком "-". Руками и ногами буду мешать осуществлению данного проекта, если он вдруг (!) пойдет по написанному плану. Поскольку втягивать какие бы то ни было территории или их население в место, гордящееся исходящими из него газами (пардон, энергоносителями) не считаю правильным. Я, м.б., мазохист ("это наша Родина, сынок"), но не садист.

О содержании проекта: неглупо, но, ИМХО, в реальности неосуществимо. Просто потому что у России нет политики - есть набор интересов и устремлений разных шакалящих группировок. Возьмем резюмирующую конструкцию "В случае начала реальной работы с Грузией у нашей страны и методы, как сказано выше, должны быть совсем иными — исключительно легитимными, правовыми, добрыми, хотя и под защитой оборонного потенциала". Единственное, что есть - это "оборонный потенциал". А вот с добром, легитимностью и правом - ба-а-альшие проблемы. Не научились. Тренируемся на кошках.

Конечно, если Грузию считать кошкой - то сойдет :) Но с первой "кошкой" вышел облом-с... Фраза про "фактическую победу в Чечне" - очень смешно. Несколько лет войны (ок, с 2000 по 2005) закончились необходимостью передачи всей полноты власти отморозку. Последние иллюстрации: 10 дней назад три солдатика с Ханкалы объяснили мне, что им "стрёмно" проехать до аэропорта (в отпуск летят) через город Грозный в форме. Или хождение офицера в Урус-Мартане на рынок в сопровождении двух автоматчиков при полной выкладке. Пьем за победу федеральных сил!!! Ур-я-я-я! Переходим к Грузии!

Об исполнении: Ну, в логике и изяществе kir-t34 отказать, как обычно, невозможно. Читал с удовольствием :)

Резюме-е-е Хорошо написанный реваншистский текст на тему "рассмотрим идеальную модель". Уважаемый автор делает стандартную для него ошибку: полагает, что те, кому он подсказывет "лошадью ходить", в принципе умеют играть в шахматы.

И напоследок. В 3-й версии любимой ;) игры Civilization есть замечательная штука: культурная экспансия. Позволяет захватывать сопредельные территории путем наращивания собственной культурно-материальной базы. Только для этого надо не шпионов (пиарщиков с функцией "call to disorder") плодить, а самим развиваться по-человечески.
kir_t34
Jun. 2nd, 2008 04:47 pm (UTC)
Re: :)
\\\Замечательная штука: культурная экспансия.\\\

Об ней речь.

\\\...Только для этого надо не шпионов (пиарщиков с функцией "call to disorder") плодить, а самим развиваться по-человечески.\\\

Дык, а кто (или что) мешает? :)
(тема не указана) - grend - Jun. 2nd, 2008 05:08 pm (UTC) - Expand
:) - kir_t34 - Jun. 2nd, 2008 05:15 pm (UTC) - Expand
Re: :) - grend - Jun. 2nd, 2008 05:56 pm (UTC) - Expand
Re: :) - kir_t34 - Jun. 2nd, 2008 06:54 pm (UTC) - Expand
Re: :) - grend - Jun. 2nd, 2008 07:24 pm (UTC) - Expand
Re: :) - kir_t34 - Jun. 2nd, 2008 07:32 pm (UTC) - Expand
Re: :) - grend - Jun. 2nd, 2008 07:49 pm (UTC) - Expand
Re: :) - kir_t34 - Jun. 2nd, 2008 08:07 pm (UTC) - Expand
Re: :) - grend - Jun. 2nd, 2008 09:06 pm (UTC) - Expand
Re: :) - kir_t34 - Jun. 3rd, 2008 07:34 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 2nd, 2008 06:10 pm (UTC)
От Лаврика
Н-да...
Нет, конечно идея изложенная в статье хорошая.

Разделить Сакартвелу вдоль это идея. А вот как? Грузию даже в идеале можно "попилить" только на Ахалкалаки, Мегрелию и Сванетию, а это не вдоль.

Мне все же кажется что надо ломать через колено и делать союзника заново.
(Anonymous)
Jun. 2nd, 2008 06:22 pm (UTC)
Re: От Лаврика
Еще проще: отдать Грузии Абхазию и Южную Осетию в обмен на гарантии лояльности. Это куда проще и эффективнее.

Конечно, в этом случае придется "ломать через колено" абхазов и осетин. Но, право слово, если уж плодить врагов, пусть их будет хотя бы численно меньше :)
Re: От Лаврика - (Anonymous) - Jun. 3rd, 2008 01:56 am (UTC) - Expand
Re: От Лаврика - (Anonymous) - Jun. 3rd, 2008 02:09 am (UTC) - Expand
Re: От Лаврика - (Anonymous) - Jun. 3rd, 2008 06:40 am (UTC) - Expand
Re: От Лаврика - kir_t34 - Jun. 3rd, 2008 07:47 am (UTC) - Expand
Re: От Лаврика - (Anonymous) - Jun. 11th, 2008 09:23 am (UTC) - Expand
Гражданину из Грузии - kir_t34 - Jun. 11th, 2008 10:05 am (UTC) - Expand
Re: Гражданину из Грузии - (Anonymous) - Jun. 11th, 2008 10:19 am (UTC) - Expand
Первое предупреждение - kir_t34 - Jun. 11th, 2008 11:23 am (UTC) - Expand
Re: От Лаврика - grend - Jun. 2nd, 2008 06:23 pm (UTC) - Expand
Re: От Лаврика - kir_t34 - Jun. 2nd, 2008 07:04 pm (UTC) - Expand
Re: От Лаврика - (Anonymous) - Jun. 11th, 2008 10:42 am (UTC) - Expand
Re: От Лаврика - kir_t34 - Jun. 11th, 2008 11:55 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 2nd, 2008 06:37 pm (UTC)
...так...или иначе....."А"...уже сказано....
речь о "Кольцевой"...вокруг ЧМ....уже была....Как?!....это будет согласовываться...исполняться ...точнее...проектироваться и исполняться....пока не ведомо...чья будет колея...тож.не известно...
Сколько будет полос на автобане....тоже вопрос...Есть только одно "гнилое яблоко"...на этом "дереве"...на сегодняшний день...Мож.и все порешается....ко времени.....И будет произнесено "Б"....А мож.все так и останется в проекте...Всяко мож. быть...
Глобальные проекты нужны...Задумывая по максимуму...хоть что-то...да сделается...все ж лучше, чем ничего вообще...Хотя..эта "теория" оооочень спорная...Не зря ж машину для тоннелей заказали.....думается :)))
CARMAT
(Anonymous)
Jun. 5th, 2008 07:44 pm (UTC)
Совершенно согласен с Дон Кихотом - грендом. Что, в своей стране мало проблем? Алкашни? Наркоманов? Неосвоенных территорий? Полутора миллиардов китайцев у полупустых границ? Бандитского чеченстана? Коррупции и воровства? Нет, надо ещё полную ж... проблем: увязнуть на Кавказе, чтобы потом веками расхлёбывать кашу. Такие "прожекты" можно писать лишь во вред России. Думать сейчас и действовать надо только внутри страны, поднимая Россию из руин. Внешняя экспансия дорого обойдётся России. Просчитать все нюансы подобной авантюры просто невозможно. Да и надо ли это реально россиянам?
kir_t34
Jun. 5th, 2008 07:52 pm (UTC)
То есть Вы считаете, что сейчас у России на Кавказе проблем нет? :-)

И ещё хотел спросить - что помешало Вам выполнить просьбу автора и подписать хотя бы своё сообщение?

Вы в ЖЖ кого-то боитесь? =)
(Anonymous)
Jun. 18th, 2008 04:23 am (UTC)
Попытка первичного обобщения (начало) :-)
Пишу этот отклик с большим опозданием: текст просмотрел практически сразу же после опубликования, но внимательно прочитал только сейчас. Увы, невозможность нормальной распечатки текстов – самый большой на сегодняшний день недостаток этого «бортового журнала»; была бы возможность распечатать – положил бы в портфель и нашел возможность прочитать раньше, да и вообще такие умные и талантливые – сразу видно – материалы лучше читать в распечатке.

Опоздание к дискуссии чревато тем, что пиши не пиши, а никто тебя уже не услышит. С другой стороны – есть возможность оценить не только текст, но и то, какого рода отклики он вызвал. С этой точки зрения наиболее интересен, на мой взгляд, отклик grend’а, с которым я – сразу же оговорюсь – не согласен:

«О цели проекта: Меня подобные интересы России волнуют со знаком "-". Руками и ногами буду мешать осуществлению данного проекта, если он вдруг (!) пойдет по написанному плану. Поскольку втягивать какие бы то ни было территории или их население в место, гордящееся исходящими из него газами (пардон, энергоносителями) не считаю правильным. Я, м.б., мазохист ("это наша Родина, сынок"), но не садист.

О содержании проекта: неглупо, но, ИМХО, в реальности неосуществимо. Просто потому что у России нет политики - есть набор интересов и устремлений разных шакалящих группировок…

Резюме-е-е Хорошо написанный реваншистский текст на тему "рассмотрим идеальную модель". Уважаемый автор делает стандартную для него ошибку: полагает, что те, кому он подсказывет "лошадью ходить", в принципе умеют играть в шахматы».

На первый взгляд, все верно: и про отсутствие политики, и про набор интересов и устремлений шакалящих группировок, и про идеальную модель. Но возникает вопрос: если «в реальности неосуществимо» и если «те, кому подсказывают "лошадью ходить", в принципе не умеют играть в шахматы», то зачем же столь энергично – руками и ногами – «мешать осуществлению данного проекта, если он вдруг (!) пойдет по написанному плану»? Потому что проект «реваншистский»? Но зачем так сразу навешивать ярлык, вызывающий совершенно определенные ассоциации? Далеко не все проекты, имеющие своей целью создание благоприятной внешней среды для политического и социально-экономического развития страны, далеко не все попытки осторожного обустройства приграничных пространств и переформатирования политического поля сопредельных государств заслуживают подобного клейма. Напротив – ответственные правительства, выражающие интересы большинства народа, а не «разных шакалящих группировок», просто обязаны не только рассматривать, но и реализовывать подобные проекты (разумеется, предварительно всесторонне оценив сопутствующие издержки и риски). Или, может быть, уважаемый grend смутно ощущает (хотя, скорее всего, не осознает) некое сродство собственных интересов и интересов «разных шакалящих группировок»?

Кое-что проясняют дальнейшие рассуждения – о том, что мешает русской культурной экспансии в сопредельные территории:

«Мешает то, что в родной стране бардак и свинство. Культура… это не только Пушкин и Чайковский… Это адекватный мент, справедливый суд, контролируемый мэр, умеренно жадный бизнесмен, наказанный расист, богатая медицина, приличное образование и прочие чудеса цивилизации».

То есть получается, что нужно сначала «навести порядок в собственном доме», а уж потом думать о культурной экспансии (а лучше и вовсе об этом не думать). А еще получается, что если «навести порядок в собственном доме», то и делать ничего не нужно – вокруг наших границ все само образуется, и сопредельные народы, восхищенные высоким уровнем русской культуры, сами к нам потянутся. Вот тогда и заживем…

val-95
(Anonymous)
Jun. 18th, 2008 04:25 am (UTC)
Попытка первичного обобщения (окончание) :-)
Увы, это не так. Подобный взгляд на вещи – одна из разновидностей теории о «невидимой руке», только применительно не к рынку, а к внешней политике. Спору нет – перечисленные grend’ом проблемы необходимо решать. Но решать их надо одновременно с осуществлением проектов, подобных проекту «Воссоединение», – хотя бы потому, что такие проекты напоминают «шакалящей» псевдоэлите о том, что помимо ее собственных интересов, связанных с легализацией награбленных капиталов на Западе, есть еще, к примеру, и «совокупные интересы граждан нашей страны (абхазов и осетин)… на территории, пока формально обозначенной на политической карте мира как «Грузия». Есть! И их нельзя игнорировать.

Главное достоинство текстов, подобных тексту kir_t34, в том, что они не дают нынешней «элите» совсем уж расслабиться и забыть сначала об абхазах с осетинами, потом о всякого рода «транспортных коридорах», а потом и о нас с вами. Из таких текстов формируется мышление будущей элиты (надеюсь, подлинной, а не «псевдо») – пусть даже их читают пока считанные единицы. Наконец, «медведов», несмотря на их неправильное, с точки зрения классических теорий демократии, происхождение, в отличие от путиноидов, пока нельзя считать абсолютно безнадежными…

А главное достоинство отклика grend’а – в том, что он демонстрирует нам то, как на проект «Воссоединение», если бы он каким-либо образом оказался известен широкому кругу людей, отреагировали бы нынешние, по преимуществу либеральные (или, точнее, либерастические), СМИ.

И напоследок – частные замечания, относящиеся к отдельным пассажам или даже к отдельным фразам из этого в целом замечательного текста.

ЧАСТНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ №1.

Для обоснования права на независимое существование территориально-политических образований «Республика Абхазия» (РА) и «Республика Южная Осетия» (РЮО) автор использует термин «легитимность» и производные от него. Для текста, в целом выдержанного в духе real politik, этот термин выглядит несколько чужеродно, поскольку теснейшим образом связан с понятием международного права. Да и автор использует его в международно-правовом смысле. Спору нет: в агитационно-пропагандистском арсенале властей РА и РЮО такой аргумент должен присутствовать – хотя бы как контрагумент по отношению к аналогичным «легитимистским» обоснованиям грузинской стороны. Но морочить голову российскому читателю подобными вещами не стоит, поскольку он-то давно понял, что сложившийся баланс сил и интересов первичен по отношению к международному праву и что последнее играет определенную роль лишь в ситуации долговременного и устойчивого баланса сил.

То есть право на независимое существование, право на то, чтобы самим решать свою судьбу, эти территории обрели благодаря способности дать отпор врагу, эффективно использовать полученное оружие, нормализовать жизнь своих граждан после окончания военных действий, а не потому, что «совершили, как минимум, все необходимые и достаточные юридические процедуры отделения от Грузии». Хотя, понятное дело, они должны были их совершить. Но это – дополнительный малозначимый аргумент, особенно если вспомнить, сколько подобных образований совершали аналогичные процедуры в годы гражданской войны в России. Некоторые из них не просуществовали и месяца.

ЧАСТНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ №2.

Приводить в качестве примера «стратегически грамотных и результативных действий» телодвижения российских властей в Чечне в период с 2000 года, говорить о «фактической победе в Чечне» как минимум некорректно. Каковы же тогда критерии победы? Оговорка «фактическая» здесь о многом говорит. Да и заявлять о «реинтеграции этой территории в российское правовое, экономическое, политическое и оборонное пространство», на мой взгляд, преждевременно (в чем я, кстати, с grend’ом согласен). Другие примеры вполне корректны, этот – сомнителен.

Прошу прощения за слишкаммногабукаф.

val-95
(Anonymous)
Jul. 1st, 2008 07:53 pm (UTC)
Глупости
Автор сего труда просто ненормален. Называть Грузию просто территорией и считать Абхазию отдельным от Грузи государством может только неадекватный человек или примитивный бандит. Жаль что я дочитал этот маразм до конца и потратил столько времени. Тьфу!
kir_t34
Jul. 1st, 2008 09:56 pm (UTC)
Ну-ну :)
Вы не могли бы рассказать, по каким фактическим признакам с 1993, хотя бы, года Вы относите Абхазию к Грузии (она же Джорджия, она же Сакартвело, она же...)?

Если бы Вам не было интересно, Вы бы не прочитали до коца этот не слишком короткий текст.

Если не трудно - расскажите ещё, пожалуйста: почему Вы, находясь в Тбилиси, боитесь подписаться здесь хотя бы ником? Кого Вы в ЖЖ-то боитесь?
hill_damon
Dec. 29th, 2009 07:20 am (UTC)
Идея безусловно продуманная и заслуживающая всяческой хвалы, но!
для того. чтобы это осуществлять. нужно быть уверенным в:
1 уверены ли мы (мы - в данном случае, россияне) в нашем правительстве и президенте, а также можем ли мы согласиться. что правящие круги России работают на пользу державы, а не для своих шкурных интересов, а ещё хуже - чужих
2 есть ли политическая воля для того. чтобы решить эту проблему и нужно ли решение правящей верхушке
3 способна ли намеренно разваленная армия поддержать данную инициативу на всякий случай
а также масса других вопросов, которые могут быть заданы только после чёткого ответа на эти вопосы
попросту: куда ведёт нынешняя правящая верхушка Россию, если ли какая-то стратегическая цель и какова она, но не та болтология, а реальная цель, и не противоречит ли интересам государства та самая цель. куда Россию ведут
kir_t34
Dec. 29th, 2009 09:53 pm (UTC)
Почти всё есть
из вышеперечисленного.

Проблема со следующими ключевыми составляющими:

1. Политической волей российского руководства;

2. Его продуманной инициативной программой в отношении Грузии;

3. Наличием в российском руководстве кадров, способных подобную программу стратегически разработать и тактически реализовать.

Если будут 3 эти составляющие, всё можно будет решить за 3-5 лет.
Re: Почти всё есть - hill_damon - Dec. 29th, 2009 10:41 pm (UTC) - Expand
Мы просто идём... - kir_t34 - Dec. 29th, 2009 10:57 pm (UTC) - Expand
Re: Мы просто идём... - hill_damon - Dec. 29th, 2009 10:59 pm (UTC) - Expand
Нужно учиться... - kir_t34 - Dec. 29th, 2009 11:04 pm (UTC) - Expand
Re: Нужно учиться... - hill_damon - Dec. 29th, 2009 11:06 pm (UTC) - Expand
О Моисее - kir_t34 - Dec. 29th, 2009 11:08 pm (UTC) - Expand
Re: О Моисее - hill_damon - Dec. 29th, 2009 11:11 pm (UTC) - Expand
О Медведеве - kir_t34 - Dec. 29th, 2009 11:16 pm (UTC) - Expand
Re: О Медведеве - hill_damon - Dec. 29th, 2009 11:18 pm (UTC) - Expand
Re: О Медведеве - kir_t34 - Dec. 29th, 2009 11:23 pm (UTC) - Expand
Re: О Медведеве - hill_damon - Dec. 29th, 2009 11:28 pm (UTC) - Expand
О Медведеве и ВВП - kir_t34 - Dec. 29th, 2009 11:31 pm (UTC) - Expand
Re: О Медведеве и ВВП - hill_damon - Dec. 29th, 2009 11:37 pm (UTC) - Expand
Они честно работают... - kir_t34 - Dec. 29th, 2009 11:41 pm (UTC) - Expand
Точнее - - kir_t34 - Dec. 29th, 2009 11:50 pm (UTC) - Expand
Re: Точнее - - hill_damon - Dec. 30th, 2009 07:10 am (UTC) - Expand
Re: Нужно учиться... - hill_damon - Dec. 29th, 2009 11:09 pm (UTC) - Expand
Люди есть,... - kir_t34 - Dec. 29th, 2009 11:14 pm (UTC) - Expand
Re: Люди есть,... - hill_damon - Dec. 29th, 2009 11:17 pm (UTC) - Expand
loriawoce
Jan. 31st, 2012 02:41 pm (UTC)
Занятный блог
Полностью с Вами согласна, примерно неделю назад написала про этоже в своем блоге!
kir_t34
Jun. 15th, 2012 01:15 am (UTC)
Re: Занятный блог
Это хорошо, что спустя более чем три года после данной публикации изложенные в ней идеи обретают сторонников. :)
livejournal
Jun. 15th, 2012 07:10 am (UTC)
ЮЖНЫЙ ПРОЕКТ или взгляд без соплей на территорию, назы
Пользователь margarita_4908 сослался на вашу запись в «ЮЖНЫЙ ПРОЕКТ или взгляд без соплей на территорию, называемую «Грузия»» в контексте: [...] Оригинал взят у в ЮЖНЫЙ ПРОЕКТ или взгляд без соплей на территорию, называемую «Грузия» [...]
( 89 комментариев — Оставить комментарий )

Контакты для консультаций


Skype для консультаций

Номер интернет-телефона для консультаций (звонки бесплатны в сети SIPNET.RU):
1545372@sipnet.ru

Электропочта для консультаций


Контакты личные


Skype

Электропочта






Читать Бортовой журнал в Твиттере



Посмотреть и поделиться


Видео системные расстановки

Подпиши петицию в Госдуму против ювенальной юстиции!Референдум против вступления России в ВТО

Мастерская позитивных изменений

toodoo-key: NWK9xTbYer7pYLyZj4HWq


RotaPost - Эффективная реклама в блогах






Rambler's Top100

Метки

За последний месяц

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner